Суббота Светлой седмицы. Архиерейское богослужение в Чулыме

14 апреля 2018 года, в субботу Светлой седмицы, день памяти преподобной Марии Египетской, епископ Каинский и Барабинский Феодосий возглавил Божественную литургию в храме Рождества Пресвятой Богородицы г.Чулыма.

Его Преосвященству сослужили: секретарь епархии протоиерей Дмитрий Бабкин, настоятель храма, благочинный Восточного округа протоиерей Сергий Лепешев.

После сугубой ектении епископ вознес молитву о мире на Украине.

Богослужебные песнопения исполнил церковный хор под управлением регента Екатерины Тропиной.

За богослужением молились: глава Администрации г. Чулыма Степанов Андрей Николаевич, председатель союза православных женщин г. Чулыма Федорова Татьяна Павловна, представители местной казачьей общины «Хутор Иткульский», многочисленные прихожане и паломники

По окончании Божественной литургии, в последний раз на Светлой седмице, был совершен крестный ход вокруг храма. В завершение которого епископ Феодосий прочел молитву на раздробление артоса, частицы которого были розданы верующим, как великая святыня.

После богослужения Владыка поздравил молящихся со Светлым Христовым Воскресением — Пасхой и обратился к собравшимся с архипастырским словом.

«Заканчивается Светлая седмица, во время которой мы прославляли нашего воскресшего Господа и Спасителя, и эта радость Воскресения Христова живет в нашем сердце. Пусть Господь сегодня и всегда благословляет  открытые пред ним в молитве сердца, утешает  и радует всех светом Своего славного Воскресения, а радость о Христе Воскресшем пусть живёт в сердцах, домах и на всей земле нашей», — заключил архипастырь.

В конце своей проповеди, во внимание к усердным трудам на благо Святой Церкви епископ Феодосий вручил медаль «100-летие восстановления Патриаршества в Русской Православной Церкви». Указом Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла медалью награждён Атаман «Хутора Иткульский» Страхов Валерий Валерьевич.

После чего отец Сергий Лепешев обратился со словом приветствия к Преосвященнейшему Владыке, в котором благодарил Его за совместную молитву.

***

Напомним, что со времен древнейшей апостольской Церкви хлебу предавали огромное символическое духовное и богослужебное значение. Он символизировал собою Тело Христово. Это установление самого Господа и Спаса нашего Иисуса Христа. В Евангелии от Луки сказано: «И, взяв хлеб и благодарив, преломил и подал им, говоря: сие есть Тело Мое, которое за вас предается; сие творите в Мое воспоминание» (Лк. 22. 19). Сама Евхаристия или Божественная литургия называлась в древности «преломлением хлеба».

Отголоском данной древней традиции и подтверждением, что мы, православные христиане, и сегодня существуем в Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви (9-й член Символа веры), является пасхальная традиция освящения и раздробления артоса.

Слово «артос» переводится с греческого языка как «квасной хлеб». Это особая большая просфора цилиндрической формы, на вершине которой специальной пекарской печатью делается оттиск иконы Воскресения Христова.

В Типиконе (Уставе) артос назван просфорою всецелою. С одной стороны, данное наименование обозначает, что из пасхальной просфоры не изымались частички для совершения проскомидии. С другой — это символ Церкви, в которой находится каждый из нас, ее вселенскости и целостности; Церкви, искупленной кровью Агнца и освященной Воскресением Христовым.

Перед началом пасхального всенощного бдения артос на специальном аналое поставляется на солее перед иконой Спасителя на иконостасе. На Литургии по за амвонной молитве он освящается священником, произносящим определенную молитву и окропляющим артос святой водой. В молитве есть и такие слова: «Ибо и мы, раби Твои, в честь и славу, и в воспоминание славнаго Воскресения тогожде Сына Твоего Господа нашего Иисуса Христа, Имже от вечныя работы вражия, и от адовых нерешимых уз разрешение, свободу и преведение улучихом, пред Твоим величеством ныне во всесветлый сей, Преславный и спасительный день Пасхи, сей приносим…».

То есть мы приносим артос в дар Богу как символ Светлого Воскресения Христова. Освящение его на самой главной службе в году, когда и сами небеса отверсты, когда Спаситель находится среди нас, а Церковь небесная соединяется с Церковью земной в едином пасхальном славословии Господу за искупление человечества, говорит нам о том, что артос — великая святыня, связанная с Воскресением Христовым.

Освященный артос ставят на солее пред образом Спасителя, где он лежит в течение всей Святой седмицы. Во все дни Светлой седмицы по окончании литургии с артосом торжественно совершается крестный ход вокруг храма. В субботу Светлой седмицы в конце литургии священник произносит особую молитву, во время чтения которой артос раздробляется, а при целовании креста раздается народу как святыня.

Артос — своего рода духовная составляющая вечной жизни, которую мы получаем в Светлом Воскресении Христовом с Его победой над адом, диаволом, грехом и смертью. И тот, кто вкушает артос или хотя бы даже просто хранит его дома, становится сопричастником вечной пасхальной радости, исцеляющей душу и тело человека.

Частицы артоса, полученные в храме, благоговейно хранятся верующими как духовное врачевство от болезней и немощей. Артос употребляется в особых случаях, например, в болезни, и всегда со словами «Христос воскресе!».

Пресс-служба Каинской епархии.Фото: Сергей Лепешев.

Одна мысль про “Суббота Светлой седмицы. Архиерейское богослужение в Чулыме”

  1. Молитву на освящение артоса священник произносит на богослужении, в самый день Святой Пасхи. И в течение всей Светлой Седмицы артос выносят на крестный ход.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *